НСБ. Свершения и надежды (07.07.2018г.)



Виктор Озеров, Дмитрий Галочкин, Андрей Нечаев

Более четверти века развивается и крепнет молодое государство с тысячелетней историей – Российская Федерация. Серьезные изменения на геополитическом пространстве, произошедшие в конце XX столетия, стремительный прорыв в создании новых технологий, бурное развитие интернет-пространства и многие иные факторы обусловили формирование в мире новых, невиданных прежде политических и общественных отношений. Эти отношения определяются повышенным вниманием социума к вопросам безопасности, в том числе в негосударственной сфере. 

В различных странах вопросы обеспечения безопасности в негосударственном секторе решаются по-разному, в зависимости от политической системы, от уровня развития экономики, от способа управления государством – тоталитарного или демократического, от степени милитаризованности общества внутри конкретных государственных границ, от вовлеченности граждан в процессы взаимодействия с государственными структурами правоохранительного блока и других особенностей, присущих конкретному государственному образованию. Существенное влияние на развитие негосударственной сферы безопасности оказывает действующее в той или иной стране законодательство, регулирующее вопросы оборота оружия, участия гражданских лиц в действиях по профилактике и предотвращению правонарушений и преступлений, а также ответственности за их совершение. Кроме того, огромное значение для обеспечения надлежащего уровня безопасности в негосударственной сфере имеют развитость правовой культуры населения страны, публичность мероприятий, связанных с осуществлением правотворческих процедур, направленных на совершенствование законодательных актов, касающихся данной области общественных и правовых отношений. Формирование информационного пространства, аккумулирующего все элементы, относящиеся к вопросам обеспечения безопасности в обществе, понимание руководством государств исключительно важной роли средств массовой информации и существующих в настоящее время механизмов коммуникации граждан и различных социальных групп также стоят в первом ряду факторов, которые необходимо учитывать, анализируя состояние негосударственной сферы безопасности в разных странах.

В Российской Федерации, несмотря на незначительный, по историческим меркам, срок формирования национального законодательства, весьма динамично развивается область общественных и профессиональных отношений, известная всем как негосударственная сфера безопасности России. Сформированная на добровольной основе как общественное объединение негосударственная сфера безопасности, известная всем гражданам нашего Отечества как НСБ, опирается в своей деятельности на нормы Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Реализуя объективное право защищать общие интересы, достигать общие цели и реализовывать общие планы, граждане и юридические лица, разделяющие миссию НСБ, исповедующие ее идеи и следующие ее основным принципам, всецело выражают поддержку целям негосударственной сферы безопасности и ее конкретным акциям, принимают участие в ее повседневной деятельности, способствуя общему уровню безопасности в государстве и в обществе в целом. Причем деятельность участников негосударственной сферы безопасности является продуктом инициативы «снизу», она не требует предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это воистину гражданский проект!

Изначально фундаментом отношений между субъектами негосударственной безопасности – лицами, прямо или косвенно вовлеченными в социально-полезную деятельность по обеспечению стабильности и комфортности в частном секторе экономики России, стал Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Сотрудники органов внутренних дел, Росгвардии и иных правоохранительных органов, руководители, юристы и прочий персонал организаций, предприниматели и иные граждане, пользующиеся услугами частных охранников и частных детективов, представители судейского корпуса, преподаватели образовательных учреждений, в том числе негосударственных организаций дополнительного профессионального образования, – все эти лица на протяжении вот уже двадцати шести лет активно используют знание этого Закона. Преобладание в тексте Закона императивных норм, однозначно определяющих порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности субъектов указанных в законе правоотношений, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей, во многом отличает этот Закон от прочих актов гражданского законодательства Российской Федерации. В тексте этого документа практически не используются диспозитивные правовые нормы, поэтому возможность выбора вариантов правомерных действий для участников правоотношений, описанных в Законе, минимальна.
 
Дата принятия этого нормативного акта стала особенной для всего сообщества негосударственной сферы безопасности, именно 11 марта ежегодно все работники НСБ торжественно отмечают свой отраслевой праздник. Более четверти века положения этого Закона выполняли и продолжают выполнять ключевую роль для всех участников частной охранной и частной детективной деятельности. Однако этот законодательный акт содержит отдельные недостатки, некоторые из которых являются весьма существенными. Эксперты отмечают и невысокий уровень законодательной техники, и недостаточную полноту правового регулирования. Да, за то время, которое прошло со дня вступления Закона в силу, его положения претерпели многочисленные изменения. Тем не менее, этот Закон «морально устарел», что представляется наиболее существенным.

Но не только необходимостью совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность всех негосударственных структур, прямо или косвенно вовлеченных в обеспечение безопасности, ограничивается круг проблем, существующих на сегодняшний день в отрасли. 
За четверть века функционирования в качестве самостоятельного направления экономики российского государства отрасль негосударственной сферы безопасности значительно расширила свои горизонты участия в ней представителей иных предпринимательских и общественных структур, помимо частных охранников и частных детективов. В их числе мы уверенно называем и производителей технических средств обеспечения безопасности, и негосударственные образовательные организации, и экспертов-консультантов, специализирующихся в вопросах охраны и безопасности, и профильные средства массовой информации, и общественные объединения правоохранительной направленности: ветеранские, молодежные, военно-патриотические, спортивно-патриотические, казачьи и многие другие. Такое многообразие в негосударственной сфере безопасности не связанных между собой едиными юридическими основами субъектов и их деятельность, регламентированная профильными законами специального действия и иными, относящимися только именно к этим субъектам нормативными актами, вывело на поверхность новые вопросы и новые задачи, требующие от лидеров отрасли и от отраслевого экспертного корпуса пристального внимания и квалифицированных решений.

Время пролетает стремительно. За прошедшие годы в российском обществе кардинально изменилось социальное мировоззрение. Это и все упомянутые выше факторы серьезно повлияли на взаимоотношения элементов внутри отрасли, равно как и на отношения между структурами НСБ и органами государственной власти, между НСБ и гражданским обществом в целом. Поэтому сейчас настал период, когда стоит оглянуться назад, подвести итоги фактически завершенного этапа становления отрасли негосударственной сферы безопасности, порадоваться достижениям, проанализировать допущенные просчеты и сформировавшиеся проблемы, требующие неотложного решения, и главное – определить цели и основные направления дальнейшего развития отрасли, отметить прогнозы этого развития на ближайшие годы и на долгосрочную перспективу, обозначить силы и средства для достижения поставленных задач.

Представляется целесообразным рассматривать срез истории развития негосударственной сферы безопасности с рубежа нового тысячелетия, когда молодые и энергичные, полные сил и надежд патриоты страны, профессионально занятые в сфере оказания услуг по обеспечению безопасности в негосударственном секторе экономики, при грамотной поддержке ветеранов правоохранительных органов, отдавших лучшие годы своей жизни служению Отечеству, предприняли результативные усилия, направленные на консолидацию и единение представителей всех структур, осуществлявших уставную деятельность в области обеспечения охраны, безопасности и сопряженные с ними виды деятельности. 

Примерно к началу десятых годов нынешнего столетия в российском обществе окончательно сформировалось понимание того, что поступательное развитие экономики страны, повышение качества жизни населения, процветание России в целом напрямую связаны с уровнем безопасности – безопасности бизнеса, безопасности инфраструктуры, безопасности граждан. Сообществом НСБ было принято решение начать внедрение в деятельность профильных структур современных подходов к управлению, эффективного применения организационных, правовых, технико-технологических, экономических, финансовых, информационных и других инструментов, основой которых должна была стать учитывающая текущую на тот момент ситуацию в стране научно обоснованная концепция развития совокупности лиц, действовавших в данном сегменте отечественного рынка. Однако в тот период субъекты негосударственной сферы безопасности еще не были вооружены такой, единой для всех системой взглядов, правил и рекомендаций, которая могла бы быть объективно характеризована как составная часть государственной безопасности, системой, учитывающей тенденции долгосрочного развития внутренней среды и внешней среды рассматриваемого объекта – негосударственной безопасности, постоянно изменяющихся в зависимости от многих факторов. Поэтому на том этапе развития НСБ наиболее активная и дееспособная часть сообщества, специализировавшегося на обеспечении экономической безопасности, разработке и внедрении технических средств обеспечения безопасности и оказании услуг в области защиты личности и бизнеса, анализе и выработке адекватных существовавшим угрозам стандартов безопасности, определила своей главной задачей формирование негосударственной сферы безопасности как нового сегмента экономики России, как самостоятельной и полноценной отрасли, вносящий весомый вклад в становление российского государства – одной из ведущих мировых держав.

Для достижения поставленных целей было сочтено целесообразным сформировать в виде программных документов «Концепцию развития негосударственной сферы безопасности Российской Федерации» и «Концепцию развития охранного законодательства Российской Федерации». Была выработана линия, нацеленная на дальнейшее развитие дополнительного профессионального образования, подготовки и переподготовки кадров, становления научной школы отрасли НСБ, на формирование возможности осуществлять подготовку по программам бакалавриата и магистрата, переподготовку и повышение квалификации специалистов и научно-методическую деятельность по профильным для отрасли НСБ направлениям. Рассматривалась вероятность создания в ведущих государственных вузах регионов соответствующих кафедр по подготовке инженерно-технических и управленческих кадров для негосударственных структур безопасности –субъектов профессиональной деятельности.

Также проводилась, с учетом мнения предпринимательского сообщества, серьезная экспертная работа, направленная на развитие и совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей функционирование субъектов негосударственной сферы безопасности. Были разработаны и переданы в соответствующие инстанции предложения по внесению изменений в трудовое, налоговое и страховое законодательство. Данная работа осуществлялась в тесном взаимодействии с экспертами Ассоциации индустрии безопасности, Ассоциации российских банков, с экспертным советом при комиссии Московской городской Думы по безопасности, с членами профильной подкомиссии Общественной палаты России, с учетом мнения Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности.

Именно в то время впервые была озвучена идея о создании Всероссийского объединения работодателей сферы безопасности. Тогда же был поднят вопрос о необходимости проработки вопроса о подготовке законопроектов «О защите собственности в Российской Федерации», «О частной охранной деятельности», «О частной детективной деятельности».

Все вышеперечисленное широко и компетентно обсуждалось в ходе I Всероссийского совещания негосударственной сферы безопасности, проведенного в феврале 2013 года под девизом «Стратегия 2020».

После 2013 года взаимодействие структур негосударственной безопасности приобрело системность, было налажено известное сотрудничество как внутри сообщества, так и во внешней, по отношению к НСБ, среде. Уже можно было с уверенностью говорить о том, что в России практически сформировалась индустрия безопасности, представляющая собой совокупность организаций частной формы собственности, осуществляющих уставную деятельность, выражающуюся в оказании и выполнении широкого спектра услуг и работ, востребованных на рынке безопасности как частными потребителями, так и государственными структурами.

Экономический блок сообщества НСБ фактически трансформировался в обладающий довольно развитой инфраструктурой сектор рыночной экономики, организационно оформленный в определенных рамках. Предприятия негосударственной сферы безопасности, обоснованно рассчитывая на поддержку со стороны правоохранительных ведомств и профильных подразделений органов законодательной власти, включились в процесс обеспечения стабильности функционирования системы комплексной безопасности предпринимательства и личности.
Была продолжена продуктивная работа, направленная на эффективное развитие структур негосударственной безопасности, включая расширение деятельности общественных институтов НСБ, на оказание содействия органам государственной власти в разработке единой политики в сфере защиты экономических интересов граждан и юридических лиц, формирование идеологии развития охранного и иного законодательства, касающегося вопросов обеспечения безопасности. Основные усилия, средства и возможности сообщества негосударственной сферы безопасности на тот момент были устремлены также на внесение достойного вклада в реализацию утвержденной Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, на разработку и реализацию в рамках собственной компетенции комплекса адекватных мер противодействия рискам и угрозам государству, обществу и личности, возникающим в современном мире.

Существенно возросла роль негосударственной сферы безопасности как неотъемлемой части современной системы национальной безопасности, поскольку эта система дополнительно приобрела значительный  запас прочности в виде негосударственных институтов, действующих для достижения необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов государства, личности, общества в различных сферах жизнедеятельности. Частные охранные организации и частные сыщики, действовавшие под строгим контролем регулятора, производители технических средств и систем, использующихся при обеспечении безопасности, стали вносить все больший вклад в содействие органам правоохраны в части активного противодействия террористическим, криминальным и иным угрозам стабильности российского государства, процветанию общества, правам и законным интересамграждан. Пришло четкое и окончательное понимание того, что только совместные усилия правоохранительных органов и негосударственных структур, в чьи функции входит обеспечение безопасности, позволят полноценно решать задачи по поддержанию правопорядка в стране.

Однако отмечалось, что состояние экономики, государственных и общественных интересов, криминальные угрозы, существовавшие на тот момент, требовали развития и совершенствования отечественного законодательства, его систематизации и специализации по видам экономической деятельности. Не отвечало в должной мере потребностям практики  и правовое регулирование функционирования предприятий негосударственной сферы безопасности. Пристального внимания требовали инновационные процессы, связанные с обеспечением безопасности, и новые технологичные виды профилактики безопасности, такие как детекция лжи, мониторинг сигналов тревоги, удаленный контроль состояния объектов и другие.

Пока еще действия организаций НСБ были разрозненны, разобщены, в них не наблюдалось сплоченности; нерешительность и медлительность в принятии решений по консолидации сообщества и отстаиванию собственных интересов способствовали укреплению в предпринимательской среде негосударственной сферы безопасности пессимистических настроений, отрицательно сказывавшихся на развитии институтов НСБ. Причинами тому служили нередкие нарушения прав и законных интересов субъектов НСБ, вмешательства в их хозяйственную деятельность со стороны государственных органов управления, а также неравновесное регулирующее воздействие федеральных органов исполнительной власти на коммерческий рынок товаров, работ и услуг в сфере охраны и обеспечения безопасности, препятствующее развитию добросовестной конкуренции в этой сфере, способствующее нездоровой коммерциализации этих товаров, работ и услуг, создающее благоприятную почву для коррупционных проявлений.

Все это явилось основой для созыва II Всероссийского совещания негосударственной сферы безопасности под лозунгом «Россия – территория без опасности!», которое с успехом прошло в феврале 2014 года. 

На этом совещании, был обсужден ряд актуальных для сообщества НСБ вопросов и были приняты важные решения, определившие перспективу развития негосударственной сферы безопасности на ближайшую перспективу.

В частности, были приняты конкретные предложения по оптимизации деятельности структур негосударственной безопасности в области совершенствования нормативно-правовой базы охранной деятельности, совершенствования взаимодействия сил и средств негосударственной сферы безопасности с органами государственной власти и местного самоуправления, защиты конкуренции в сфере охранной деятельности, подготовки кадров для НСБ, управления профессиональными рисками в охранной деятельности, противодействия коррупции, формирования положительного имиджа негосударственной сферы безопасности и других сферах приложения усилий субъектами НСБ.

Этот период запомнился также развитием в негосударственной сфере безопасности государственно-частного партнерства. Используя преимущества выработанного годами взаимодействия между предприятиями негосударственной сферы безопасности, были созданы и по настоящее время успешно выполняют свои уставные задачи саморегулируемые организации, объединенные общей отраслевой принадлежностью. Каждая из этих саморегулируемых организаций применяет общую схему работы ее членов с заказчиками профильных услуг и единую методику взаимодействия с уполномоченными органами государственной власти. Экспертный состав ведущих профильных саморегулируемых организаций страны сумел за эти годы накопить серьезный интеллектуальный потенциал.

Саморегулируемые организации негосударственной сферы безопасности стремятся к все более плотной вовлеченности в процесс формирования государственной политики, связанной с регулированием и совершенствованием профильного законодательства, с развитием различных направлений предпринимательства. Кроме того, саморегулирование в НСБ стало основой для развития института деловой репутации отраслевых структур, защиты интересов предпринимателей, оказывающих охранные и иные услуги, в той или иной степени касающиеся обеспечения безопасности в частном секторе экономики, а также соблюдения ценовой политики и сбалансированности конкурентной среды, гарантируя таким образом высокую степень инвестиционной привлекательности отечественного рынка услуг, оказываемых предприятиями негосударственной сферы безопасности.

С каждым годом возрастает роль саморегулируемых организаций НСБ в формировании политики обеспечения общественной безопасности в России. Деятельность саморегулируемых организаций отрасли в полной мере отражает общую эффективность взаимодействия негосударственной сферы безопасности с органами законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в части реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России от 31.12.2015 № 683, и Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 14.11.2013 № Пр-2685.

Новым этапом развития негосударственной сферы безопасности стало создание в начале сентября 2014 года Союза саморегулируемых организаций НСБ России, руководителем которого был избран заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности Анатолий Данилов. Инициаторы создания Союза –руководители наиболее авторитетных саморегулируемых организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в области обеспечения безопасности в негосударственном секторе российской экономики. Создание структуры, основная миссия которой заключается в консолидации всех позитивных усилий любого участника государственно-частного партнерства между органами власти и управления Российской Федерации и сообществом негосударственной сферы безопасности, было целиком и полностью поддержано представителями государства и общественности НСБ.

Еще одним важным шагом в становлении негосударственной сферы безопасности как самостоятельной отрасли экономики российского государства стал комплекс мер, направленных на развитие системы отраслевых компетенций и квалификаций, включающих в себя экспертная деятельность по разработке отраслевых профессиональных и образовательных стандартов. Начало было положено одним из флагманов негосударственной сферы безопасности – СРО Ассоциация предприятий безопасности «Школа без опасности», возглавляемой ее президентом Сергеем Саминским. Специалисты этой организации первыми добились успеха, разработав четыре внутренних стандарта. Далее была кропотливая работы по составлению первого в отрасли профессионального стандарта «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций»,который в декабре 2015 года был утвержден руководством Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Таким образом, разработанный экспертами негосударственной сферы безопасности профессиональный стандарт был принят как конечный продукт, рекомендованный к применению.

В целом в этот период был предпринят ряд инициатив, направленных на повышение эффективности сил и средств негосударственной сферы в области реализации «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» и на кардинальное изменение ситуации на рынке товаров, работ и услуг в сфере безопасности и в самом отраслевом бизнес-сообществе. 

Такими событиями было предварено III Всероссийское совещание негосударственной сферы безопасности «НСБ и государство – партнерство во имя развития», состоявшееся в начале 2015 года. Главной линией работы этого форума стало обсуждение путей укрепления государственно-частного партнерства и государственно-общественного партнерства в профильном сегменте деятельности при значительной активизации позитивного потенциала НСБ, направленного на нейтрализацию всевозможных деструктивных процессов, происходящих в нашей стране и за рубежом. 

На совещании были рассмотрены вопросы, касавшиеся укрепления нормативно-правовой базы НСБ в интересах ее дальнейшего эффективного развития, разработки и принятия отраслевого трехстороннего соглашения с участием профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти, укрепления механизмов общественного контроля в сфере негосударственной безопасности, укрепления института деловой репутации отраслевых предприятий, развития системы компетенций и квалификаций в НСБ, развития отраслевых средств массовой информации и их воздействия на информационное пространство во имя совершенствования партнерства между НСБ и государством.
Учитывая наладившийся конструктивный диалог с органами государственной власти, гражданского общества и предпринимательского сообщества в сфере обеспечения безопасности, осознавая меру своей ответственности перед обществом, все профессиональные и общественные институты НСБ в качестве ориентира своего дальнейшего развития приняли утвержденную Президентом Российской Федерации в конце 2015 года Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, положения которой акцентируют внимание на необходимости консолидации усилий федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, всех институтов гражданского общества и на требованиях по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов.

Положительную оценку сообщества НСБ получила многозадачная деятельность Координационного совета негосударственной сферы безопасности России. За время с момента создания Координационный совет НСБ России успешно решил главную задачу, а именно – своей эффективной и компетентной деятельностью завоевал доверие всего профессионального сообщества и взаимодействующих с ним на постоянной основе органов законодательной и исполнительной власти. Аккумулируя накопленный за эти годы практический опыт и высокий интеллектуальный потенциал отраслевого сообщества, активно проецируя свою деятельность на все субъекты Российской Федерации, КС НСБ России дал мощный толчок дальнейшему развитию отрасли отечественной экономики, оказывающей существенное влияние на состояние общественной безопасности в стране. Учитывая важность процесса консолидации профессиональных и общественных структур этого сектора рынка услуг и работ, касающихся обеспечения безопасности, был активизирован процесс создания региональных координационных советов НСБ в разных федеральных округах страны.

Важную роль в жизнедеятельности отрасли НСБ играет Общероссийская общественная организация «Профессиональный союз негосударственной сферы безопасности» (Общероссийский профсоюз НСБ), у истоков которого стояли Ассоциация ветеранов спецназа и спецподразделений «АЛЬФА-ВЫМПЕЛ-СБП», Межрегиональная общественная организация ветеранов оперативных служб  «Честь» и Межрегиональная общественная организация профессиональных охранников «Элита». Именно в тот период, после создания этого профессионального союза, аббревиатура «НСБ» стала узнаваемой, стала часто цитироваться в средствах массовой информации и прочно укоренилась в сознании широкой аудитории профессионалов сферы негосударственной безопасности. На сегодняшний день многие представители государственных органов, сенаторы и парламентарии регулярно употребляют в своих докладах и многочисленных интервью название «НСБ», которое уже давно ассоциируется у граждан нашей страны с сообществом профессионалов безопасности и истинных патриотов России, отметившим весной этого года двадцатишестилетний юбилей своей деятельности во имя стабильного и безопасного развития нашей Родины. Благодаря организационной и методологической составляющим деятельности Общероссийского профсоюза НСБ, начальный этап работы Координационного совета НСБ России оказался весьма эффективным, что позволило на годы вперед консолидировать подавляющее большинство здоровых и дееспособных сил негосударственной сферы безопасности, сформировать четкую систему координат взаимодействия структур НСБ с органами государственной власти, обеспечить существование емкого, творчески насыщенного профильного информационного пространства, и дало мощный импульс для дальнейшего развития отрасли на всей территории Российской Федерации. 

Кроме продолжающегося поступательного движения в развитии института саморегулирования в негосударственной сфере безопасности, был отмечен серьезный прорыв в активизации государственно-общественного партнерства. Значительно возросла роль отраслевых объединений работодателей и отраслевых профессиональных союзов. Крупнейшее корпоративное объединение частных охранных организаций России – Ассоциация «КЦ РОСС» сумело консолидировать профессиональных участников самого многочисленного по количественному составу сегмента негосударственной сферы безопасности – частные охранные организации. Была проведена кропотливая организационная работа, и осенью 2016 года в Едином государственном реестре юридических лиц появилась запись о создании Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур» – ФКЦ РОС, руководителем которого стал председатель Правления Ассоциации «КЦ РОСС» Александр Козлов. Это структура стала единственным Общероссийским отраслевым объединением работодателей, представляющим интересы руководителей и собственников частных охранных организаций России.За время, прошедшее со дня его образования, это общественное объединение выросло более чем шесть раз. Кроме того, ФКЦ РОС активно развивается и в организационном плане, формируя свои региональные отделения и объединения в разных регионах Российской Федерации.

Всестороннее взаимодействие между органами государственной власти и структурами негосударственной сферы безопасности, направленное на реализацию целей и задач, изложенных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, поддержанное представителями Совета Федерации Федерального Собрания России и депутатского корпуса, складывается из совокупности общественных мероприятий правоохранительной тематики, организуемых и проводимых на различных уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. 
Одной из наиболее эффективных форм такого взаимодействия стал развернутый несколько лет назад по совместной инициативе Московского городского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Координационного совета негосударственной сферы безопасности города Москвы проект «Безопасная столица», который возглавила председатель Комиссии Московской городской Думы по безопасности Инна Святенко. Целью этого проекта было обозначено стремление добиться того, чтобы Москва стала самым безопасным городом мира. В рамках этого поистине гражданского проекта существуют такие направления как «Безопасная столица», «Народный контроль», «Безопасный подъезд», «Безопасная улица», «Безопасные дороги», «Безопасный Интернет», «Пожарная безопасность», «Юридическое обеспечение», «Центр профилактики правонарушений», «Оперативный молодежный отряд», «Ресоциализация и социальная адаптация» и другие проекты социальной направленности, в том числе непосредственно касающиеся обеспечения общественной безопасности в столице России. Субъектами движения «Безопасная столица» являются все участники этого проекта, ведомые лидерами и активистами общественных организаций правоохранительной направленности. 

За короткий срок данное движение трансформировалось из узкопартийного проекта в общегородское движение, охватывающее все административные округа Москвы и в целом способствовавшее формированию координационных советов и общественных советов на муниципальном уровне. На сегодняшний день это – Общественное объединение правоохранительной направленности «Безопасная столица», зарекомендовавшее себя общественно-полезными делами как среди жителей московского региона, так и среди представителей органов городской и муниципальной власти. Представители общественных проектов, объединенных в ООПН «Безопасная столица», ежедневно обеспечивают правопорядок совместно с сотрудниками силовых структур. Это приносит ожидаемые плоды. При непосредственном участии активистов – представителей негосударственной сферы безопасности в минувшем году было пресечено около тысячи административных правонарушений. Это впечатляющая цифра, позволяющая сделать вывод о высокой эффективности взаимодействия власти и людей, обладающих осознанно-социальной жизненной позицией. И вклад отраслевых общественных институтов НСБ в дело обеспечения общественной безопасности московского региона предельно конкретен и чрезвычайно высоко оценим. 

В начале 2016 года IV Всероссийское совещание негосударственной сферы безопасности традиционно проводилось по инициативе Координационного совета НСБ России и Общероссийского Профсоюза НСБ. В работе совещания приняли участие наиболее авторитетные представители отраслевого сообщества федерального и регионального уровня. Главным лозунгом этого события стал «НСБ – хранители России!». Мероприятие прошло при поддержке профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ведущих отраслевых институтов гражданского общества. Руководством Администрации Президента Российской Федерации была высоко оценена роль НСБ в совместной с органами государственной власти работе по обеспечению правопорядка в стране. Были определены новые формы сотрудничества и взаимодействия, перспективные направления разработки и внедрения передовых технологий и технических средств обеспечения безопасности. 

Существенный вклад в укрепление безопасности страны вносят общественные институты НСБ, активно участвующие в таких формах реализации возможностей, предусмотренных действующим законодательством, как общественный контроль и работа некоммерческих организаций, содействующих развитию экономики Российской Федерации, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства. На протяжении довольно продолжительного времени лидеры негосударственной сферы безопасности достойно представляли отраслевое сообщества, эффективно работая в Общественной палате Российской Федерации и Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В двух составах Общественной палаты России отраслевое сообщество представлял Дмитрий Галочкин, выступая в качестве заместителя председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. При его непосредственном участии было подготовлено и проведено значительное количество общественно-значимых мероприятий, касающихся наблюдения за деятельностью органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также проведения общественных проверок, анализа и общественной оценки издаваемых органами государственной власти актов и принимаемых решений. В настоящее время структуры негосударственной сферы безопасности в Общественной палате России представляет принявший у Дмитрия Галочкина эстафету субъекта общественного контроля Александр Козлов, вошедший в состав Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка.
Многие лидеры и ведущие эксперты негосударственной сферы безопасности являются членами Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, возглавляемого его председателем – заместителем председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции Анатолием Выборным. Весной 2016 года в составе этого Комитета был сформирован Подкомитет по развитию индустрии безопасности, который возглавил председатель Совета Союза ОСО Сергей Саминский. Данный подкомитет был создан с целью выработки предложений по решению проблем, с которыми сталкиваются предприниматели негосударственной сферы безопасности, решения экономических вопросов, развития в отрасли института саморегулирования.

Одним из ключевых направлений деятельности Подкомитета по развитию индустрии безопасности является продолжение работы над развитием системы отраслевых компетенций и квалификаций. На сегодняшний день эксперты, сотрудничающие с этим подразделением Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по безопасности предпринимательской деятельности, продолжают неустанный труд над формированием ряда отраслевых профессиональных стандартов, включая профстандарт «Работник по обеспечению охраны учреждений здравоохранения», принятие которых в качестве обязательных к применению в отрасли будет способствовать значительному повышению качества оказания охранных услуг в целом.
Определенные корректировки в деятельности отраслевых институтов негосударственной сферы безопасности произошли в связи с созданием Президентом России нового силового ведомства – Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и переходом к этой структуре полномочий по государственному контролю и регулированию профессиональной деятельности частных охранных организаций, а с начала 2018 года – и частных детективов. Лидеры Координационного совета НСБ России стремятся выстроить систему взаимодействия между субъектами отрасли и ведущим регулятором таким образом, чтобы сообщество негосударственной сферы безопасности заняло достойное место в мобилизационной системе страны. Основным движущим элементом этой системы должно стать включение сил и средств НСБ в целостный многоступенчатый механизм обеспечения национальной безопасности, представляющий собой совокупность осуществляющих реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности инструментов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, деятельность которых финансируется из соответствующих бюджетов, и негосударственных профессиональных и общественных структур правоохранительной направленности, освященных гражданским самосознанием, в основе которого лежит исконный, уходящий корнями в глубокие недра отечественной истории российский патриотизм.

Февраль 2017 года запомнился проведением V Всероссийского совещания негосударственной сферы безопасности, организованного силами Координационного совета НСБ России. Этот ставший воплощением лозунга «НСБ – хранители России!» форум, на котором обсуждались наиболее актуальные для  отрасли вопросы и проблемы, коротко обозначенные в настоящей статье, предварял собой торжественные мероприятия, прошедшие в марте-апреле 2017 года по всей территории Российской Федерации, посвященные 25-летнему юбилею функционированию негосударственной сферы безопасности России  как самостоятельной отрасли экономики страны. Многочисленные торжества, собравшие тысячи участников – сотрудников НСБ и членов их семей, были проведены в Москве, в Санкт-Петербурге, в Приморье, в Республике Крым и во многих других городах России. Присутствие на этих мероприятиях высоких должностных лиц – представителей высших органов законодательной и исполнительной ветвей государственной власти как нельзя лучше характеризовало степень доверия государства к представителям нашего отраслевого сообщества, сумевшего за четверть века достойно проявить себя в самых разных обстоятельствах, показать сплоченность своих рядов перед лицом угроз террористического, экстремистского и криминального характера, продемонстрировать высочайший уровень профессионализма, компетентности и гражданской ответственности. Праздничные торжества, ознаменовавшие четвертьвековую веху в становлении негосударственной сферы безопасности, значительно повысили уровень самосознания сотрудников нашей отрасли, мотивировав их на достижение новых вершин в профессии, а лидеров НСБ – на дальнейшее закрепление роли и места отраслевого сообщества в монолитной системе национальной безопасности российского государства.

Тогда же продолжилось формирование Координационных советов НСБ в регионах, с учетом возможностей структур негосударственной сферы безопасности при разработке мобилизационных планов и мероприятий по защите конституционного строя Российской Федерации. Обсуждаются организационные и технические вопросы по созданию Центра стратегического развития НСБ России на базе экспертного совета Координационного совета НСБ России. Серьезно активизировалось участие субъектов, представляющих индустрию безопасности нашей страны, их добровольных общественных объединений, в выработке и реализации мер по их поддержке со стороны государства и общества; особое место здесь уделяется всестороннему использованию возможностей комитетов торгово-промышленных палат по безопасности предпринимательской деятельности – как на уровне Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, так и на уровне регионов. Координационный совет НСБ России продолжил работу по созданию условий для внутриотраслевого объединения субъектов негосударственной сферы безопасности.

Понимая окончательно назревшую необходимость модернизации действующего законодательства, регулирующего вопросы деятельности по обеспечению безопасности в различных сегментах отечественного рынка работ и услуг, которая учитывала бы актуальные потребности современной практики, последние научные разработки, положительный опыт, накопленный в негосударственной сфере безопасности за рубежом, а также анализа и разработки на его основе концептуальных и методологических основ стратегического планирования и дальнейшего развития негосударственной сферы безопасности в российском государстве, лидерами общественных объединений НСБ, таких как ФКЦ РОС, СРО Ассоциация «Школа без опасности», Общероссийский профсоюз НСБ, был создан Научно-исследовательский центр стратегического развития негосударственной сферы безопасности «Безопасность» (НИЦ «Безопасность»). Его возглавил один из компетентнейших экспертов отрасли, кандидат экономических наук Олег Климочкин. 

Одно из основных направлений деятельности НИЦ «Безопасность», которое определено текущей ситуацией в отрасли, – это разработка проекта закона о частной охранной деятельности. Титанический труд экспертов этого научно-исследовательского центра во взаимодействии с другими специалистами отраслевых субъектов оказался результативным. Они сумели создать проект документа, нормы которого в целом поддержаны как подавляющим большинством профессиональных и общественных институтов НСБ, так и представителями государственного регулятора. Законопроект был подвергнут общественной экспертизе, положения документа выдержали испытание на нескольких общественных обсуждениях. По свидетельству лиц, принимавших непосредственное участие в создании законопроекта и в общественных мероприятиях, посвященных публичному обсуждению предлагаемых к принятию правовых норм, существует высокая вероятность утверждения этого документа высшим законодательным органом России. Труд экспертов НИЦ «Безопасность», формирующих актуальные предложения для создания нового закона, невозможно переоценить.

Равноценными, не менее важными задачами НИЦ «Безопасность», помимо исследовательской и правотворческой работы в части совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность предприятий негосударственной сферы безопасности, считаются консолидация научного и экспертного потенциала охранного и иных направлений развития отрасли, а также аккумулирование и использование в практической деятельности наработанных методических и аналитических материалов, работа, связанная с экспертной оценкой связанных с отраслью НСБ проектов документов и других инициатив. Учитывая специфику вида деятельности, а также прикладной характер научно-исследовательской работы НИЦ «Безопасность», сформирован пул экспертов, привлекаемых к работе научно-исследовательского центра.  На базе НИЦ «Безопасность» в качестве совещательно-консультативного органа сформирован Ученый совет, в состав которого вошли ведущие эксперты негосударственной сферы безопасности, а научным руководителем Научно-исследовательского центра избран доктор экономических наук, профессор Александр Корсак. 

Продолжилась активная  работа в сфере развития институтов деловой репутации и компетенции, развития саморегулирования, укрепления отраслевых объединений работодателей и профсоюзных объедений в индустрии безопасности негосударственного сектора экономики, а также в области содействия развитию системы образования, созданию учебной базы по подготовке кадров для частных предприятий, организаций, другой законной предпринимательской деятельности в индустрии безопасности России.

Не только технологическая оснащенность компании, оказывающей профильные услуги, ставится во главу при принятии решения о заключении договора оказания услуг, связанных с обеспечением безопасности. Последние годы приобретает все большее и большее значение и выходит на первый план деловая репутация организации, с которой потенциальный заказчик заключает такой договор. Деловая репутация неизменно связана с доверием и уверенностью в положительном результате сотрудничества со стороны контрагентов. Стабильность положения компании, осуществляющей свою деятельность в негосударственной сфере безопасности, является одним из фундаментальных параметров профессионального и социального контроля, и, соответственно, одним из важных факторов деловой репутации.

Сегодня, в обстановке, обусловленной мировым экономическим кризисом и попытками извне расшатать и ослабить финансово-хозяйственную деятельность российского общества, серьезно обострилась конкуренция между субъектами этой деятельности. В том числе – между предприятиями, действующими на рынке негосударственной безопасности. 
За прошедшие с момента возникновения отрасли НСБ годы заказчик значительно изменился. Теперь он руководствуется не только ценовыми характеристиками услуг, предлагаемых к оказанию предприятиями НСБ. Несмотря на то, что в ряде случаев, особенно при проведении тендеров на охранные услуги, некоторые заказчики пытаются заключить договор по цене экономически неоправданно низкой, все больше и больше компаний, стремясь обеспечить свою безопасность, обращают серьезное внимание на репутационную составляющую. Стабильность, надежность, положительная известность на рынке сферы негосударственной безопасности – вот те параметры, которые выходят на передний план, позволяют компаниям выгодно выделяться среди конкурентов и получать преимущества при заключении договоров.

Социальная ответственность организаций НСБ – это добровольный вклад субъектов бизнеса в развитие общества в социальной, экономической, правовой и иной сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Как, например, участие организаций НСБ в оказании содействия правоохранительным органам по поддержанию общественного порядка и безопасности, как трудоустройство населения, как участие в патриотических акциях и т.п. Эти действия оказывают существенное влияние на качество жизни отдельных регионов, социальных групп и общества в целом. Осуществляя принцип социальной ответственности, организации НСБ получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль.

Строгое следование компанией требованиям правовых норм при осуществлении уставной деятельности должно стать основным критерием, подлежащим применению при оценке деловой репутации этой организации. В совокупности с продолжительным безупречным опытом работы в соответствующей области экономической деятельности, положительными отзывами других участников рынка об этой компании, высоким качеством – без претензий и рекламаций со стороны заказчиков – услуг или работ, а также иными позитивными факторами законность действий и исполнение организацией всех предписанных установленными правилами процедур способны обеспечить ей конкурентное преимущество на профильном рынке и предотвратить возникновение конфликтных ситуаций в будущем.

Выполнение предприятиями негосударственной сферы безопасности задач по защите жизни и здоровья, собственности, личных и имущественных интересов юридических и физических лиц, по достижению своего коммерческого успеха сегодня невозможно без постоянной заботы о совершенствовании деловой репутации организаций, повышения их авторитета в глазах общества, государственных органов власти.

Новую, свежую струю в деятельность, связанную с обеспечением безопасности, в первую очередь в московском регионе, внесла «перезагрузка» работы Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты. Основные направления работы этой общественной структуры уже успешно реализуются в части полноценного партнерства с органами государственной власти, развития саморегулирования в НСБ в рамках государственно-частного партнерства, выработки критериев оценки деловой репутации, компетенций и квалификации в НСБ с опорой на возможности МТПП, общественного контроля с опорой на возможности Палаты и негосударственных структур безопасности. Силами Гильдии НСБ МТПП организуются профильные мероприятия, направленные на оптимизацию дальнейшего взаимодействия с Комиссией Московской городской Думы по безопасности, Департаментом региональной безопасности при Правительстве города Москвы, Комиссией по безопасности в ОПМ, Общественным советом при Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Москве, Центром лицензионо-разрешительной работы Главного управления Росгвардии по городу Москве, а также на совершенствование сотрудничества – в рамках деятельности Московской торгово-промышленной палаты – между ведущими организациями негосударственной сферы безопасности.
Отвечая чаяниям московских предпринимателей, в первую очередь представляющих сообщество негосударственной сферы безопасности, в 2017 году в рамках Московской торгово-промышленной палаты был создан Правовой центр Гильдии НСБ. Эта структура способна в режиме «одного окна» оказывать всю линейку юридических услуг как для членов Московской торгово-промышленной палаты, так и для любых бизнесменов. На сегодняшний день в команде центра работают корпоративные юристы, адвокаты, правозащитники, специалисты в области информационной безопасности. Его экспертному составу по силам решение самых сложных вопросов, возникающих при осуществлении различных бизнес-проектов, включая прямо или косвенно касающихся обеспечения охраны и безопасности; кроме того, специалисты центра активно подключаются к защите прав предпринимателей, решают кадровые вопросы, участвуют в консалтинге коммерческих организаций и физических лиц, проводят аудит финансово-хозяйственной деятельности, организовывают и проводят частные сыскные мероприятия, занимаются деятельностью, связанной с частной охраной, защитой персональных данных, а также осуществляют комплексное юридическое сопровождение субъектов хозяйственной деятельности.

Правовой центр Гильдии НСБ МТПП является также одним из наиболее важных факторов правозащитной деятельности в московском регионе. Юристы Правового центра и сотрудничающие с этой структурой члены общественных наблюдательных комиссий готовы подключиться к защите прав и интересов любого лица, оказавшегося волей судьбы в затруднительной ситуации.
 
Важное значение для национальной безопасности государства имеет деятельность профильных, интегрированных в негосударственную сферу безопасности средств массовой информации, оказывающих социально-ответственное и патриотически выверенное воздействие на самые широкие слои населения страны.

В последнее время нашим отраслевым сообществом активизированы действия журналистского корпуса негосударственной сферы безопасности, направленные на расширение информационного пространства, повышению объективности публикаций в отраслевых средствах массовой информации, усилен акцент на углублении и повышении компетентности аналитических материалов, представляемых профильными СМИ широкой читательской аудитории. Профильные СМИ, такие как национальный медиапортал «Хранитель», национальный портал по охране и безопасности «ГардИнфо», «Первое антикоррупционное СМИ» и другие субъекты коммуникации, разделяющие нашу ответственную гражданскую позицию и являющиеся нашими единомышленниками, равноправно находятся в едином строю негосударственной сферы безопасности, реализующей лозунги«Россия – территория безопасности!» и «НСБ – хранители России!». Мы всегда следовали и впредь будем неуклонно следовать четкому курсу на усиление взаимодействия между всеми отраслевыми СМИ в свете стратегического развития негосударственной сферы безопасности.

Значительно усилена работа медиасовета Координационного совета НСБ России, основными функциями которого изначально определены мониторинг и анализ актуальных процессов и трендов в сети Интернет с точки зрения общественной безопасности, мониторинг и анализ профильного законодательства и правоприменительной практики, развитие партнерских контактов, совместная работа с лидерами общественного мнения, профильными экспертами и представителями сетевого сообщества в интересах предупреждения возможных угроз, содействие – при поддержке структур КС НСБ России и правоохранительных органов – установлению и поддержанию правопорядка в ситуациях, касающихся информационных процессов и общественный контроль в части профилактической работы с молодежью и группами риска. В течение последних двух лет были проведены курируемые руководством медиасовета Координационного совета НСБ России акции по пресечению в глобальной сети ряда противозаконных деяний, направленных на усиление криминогенной обстановки в молодежной среде и дестабилизацию процесса консолидации российского общества в целом. Результаты данных акций были одобрены в высших эшелонах государственной власти. В этом плане работа медиасовета КС НСБ России будет продолжена, координаторы данного направления деятельности Координационного совета готовы к продуктивному диалогу с общественностью негосударственной сферы безопасности, в том числе посредством актуальных публикаций в профильных СМИ.

Серьезной проверкой для негосударственной сферы безопасности стали прошедшие весной 2018 года выборы Президента Российской Федерации. Небывалое за последние годы сплочение граждан вокруг единственного достойного лидера нашей великой страны однозначно свидетельствует о практически единодушной поддержке общественностью страны кандидатуры Владимира Путина. И можно с уверенностью утверждать, что подавляющее большинство членов отраслевого сообщества НСБ на выборах главы государства единодушно поддержали именно Владимира Путина. 

Участники негосударственной сферы безопасности шли на выборы президента осознанно, с чувством непреходящей ответственности за судьбу России, за наше общее будущее. Каждый из нас стремился выполнить свой гражданский долг, потому что выборы президента страны – есть тот самый инструмент, посредством которого все мы реализуем свои конституционные права в управлении государством, совершенствуем возможности и расширяем горизонты для будущих поколений россиян, которым в единстве и согласии предстоит продолжать оберегать исконные ценности наших отцов и дедов, отстаивать интересы Отечества на международной арене, стремиться к обеспечению мира и безопасности во всем мире!

Общественность негосударственной сферы безопасности осознанно взяла на себя реализацию миссии по всесторонней поддержке всех инициатив Президента Российской Федерации, связанных с обеспечением безопасности нашей страны в целом и каждого из соотечественников в отдельности. «Мы – Хранители России!», – под этим лозунгом, озаряющим алые полотнища знамен нашего общественного движения, сообщество негосударственной сферы безопасности ежедневно осуществляет свою деятельность, направленную на выполнение положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в части развития взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, а также повышения доверия граждан к правоохранительной системе российского государства. 
Итак, на сегодняшний день мы имеем все основания компетентно утверждать, что начальный этап создания, становления негосударственной сферы безопасности и формирования ее как самостоятельной, плотно встроенной в систему обеспечения национальной безопасности России, отрасли экономики страны фактически завершен. Впереди перед нами – горизонты новых перспектив и устремлений. Каковы будут результаты, насколько эффективным окажется движение к реализации поставленных перед отраслью целей, полностью зависит от каждого из нас, от нашей компетентности, нашего неравнодушия, нашей готовности конструктивно взаимодействовать на равноправной основе с органами государственной власти, от нашего умения квалифицированно отстаивать отраслевые интересы и законные права.

Учитывая совокупность многочисленных вопросов, стоящих на повестке дня перед нашей страной, принимая во внимание неоднозначность геополитической обстановки на современном этапе, в ближайшем будущем всему отраслевому сообществу необходимо следовать миссии «Россия – территория безопасности!».

«Россия – территория безопасности!», – провозглашая этого поистине эпохальный лозунг, оценив бесспорную актуальность ожидания наших сограждан и их потребности в ощущении безопасности своей жизнедеятельности, заместитель председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев и председатель Общероссийского профсоюза НСБ, заместитель председателя Координационного совета НСБ России, председатель Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты Дмитрий Галочкин, авторитетно поддержанные членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Виктором Озеровым, фактически объявили о формировании гражданского проекта правоохранительной направленности, целью которого должно стать неформальное объединение всех позитивных сил России, которым небезразлично, в каком обществе мы живем, насколько безопасной является среда обитания россиян, которые ответственно задумываются о средствах и способах сделать нашу жизнь безопасной, комфортной и экономически благополучной. 

Все усилия общественных организаций, стремящихся оказать государству помощь в обеспечении безопасности на всей территории нашей страны, – элементы комплексной, масштабной деятельности, которая несомненно требует определенной консолидации. Проект «Россия – территория безопасности!» как нельзя лучше отвечает критериям идеологической наполненности и относимой принадлежности всех целевых мероприятий, осуществляемых как во исполнение императивных побуждений властных структур, так и по инициативе снизу, рожденных гражданским самосознанием, активностью и неравнодушной гражданской позицией наших соотечественников, большинство из которых всецело поддерживает устремления нашего отраслевого сообщества.
Объединившись, мы сумеем дать отпор вопиющей некомпетентности отдельных лиц, ответственных за обеспечение безопасности объектов жизнедеятельности людей, провокационным проявлениям коррупционных действий чиновничества, в результате которых существенно замедляются темпы роста отечественной экономики, что особенно критично в период усиливающегося противостояния тлетворному влиянию Запада. Также объединение под общенациональной идеей «Россия – территория безопасности!» единомышленников – профессионалов и патриотов – способно радикально противостоять небрежности или халатности обывателей, формируя образцы правильного, законного, безопасного поведения населения в повседневной жизни с помощью компетентных, талантливых журналистов и действующих в одном ключе отраслевых средств массовой информации.

Именно поэтому следует уделять как можно больше внимания вдумчивой актуализации всех позитивных элементов накопленного за четверть века опыта функционирования отраслевых структур и их конструктивного взаимодействия с органами государственной власти, а также действиям по выработке новых форм дальнейшего развития отрасли негосударственной сферы безопасности. И в этом ключе приобретает особый смысл созидательное начало проекта «Россия – территория безопасности!», поддержанное большинством здоровых и дееспособных сил негосударственной сферы безопасности. Нет никаких сомнений в том, что побудительный мотив и заданный лидерами НСБ вектор направления приложения дальнейших усилий, заложенные в этом, пронизывающем будущее гражданском проекте, должны быть в возможно более короткие сроки приняты как руководство к действию всеми субъектами, причастными к обеспечению любых форм безопасности в стране, и воплощаться в реальные дела во всех российских регионах.

Идеологически деятельность негосударственной сферы безопасности выдержана безупречно: НСБ – хранители России! Патриотизм – это то, чем мы руководствуемся, Россия и ее граждане – это то, что мы любим и защищаем! 

Исходя из этого, приоритетными целями НСБ на ближайший период является максимально эффективное использование потенциала НСБ в обеспечении общественной безопасности, в реализации обеспечения наиболее стабильного состояния защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества, а также института предпринимательства в обширном территориальном пространстве Российской Федерации от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В числе наиболее важных задач, стоящих перед отраслевыми структурами на ближайший период, необходимо отметить такие, как дальнейшее выстраивание эффективно работающих конструкций государственно-общественного партнерства, государственно-частного партнерства, усиление взаимодействия с властью во имя развития отрасли НСБ и экономики страны в целом, развитие информационного пространства, эффективное просвещение российского потребителя посредством максимального использования средств массовых коммуникаций, повышение статуса и улучшение имиджа работника НСБ, используя систему социальной защиты, систему повышения квалификации сотрудников, через формирование общественного мнения посредством публикации компетентных материалов в средствах массовой информации.

Каждый из субъектов негосударственной сферы безопасности, которыми являются все профессиональные и общественные организации отрасли, а также все работники НСБ, при осуществлении своей уставной или трудовой деятельности должен неуклонно исповедовать принципы законности, общественной значимости, открытости, прозрачности, социальной ответственности, компетентности, профессионализма, ориентированности на государство.

Оценивая изложенное выше, следующим этапом развития негосударственной сферы безопасности должно стать стремление к достижению всеобъемлющей консолидации всех без исключения субъектов отрасли, независимо от специализации профессиональной деятельности, от специфики уставных задач, разницы в обладании материальными и трудовыми ресурсами и общественным влиянием в профильной среде.

Для решения стоящих перед отраслью негосударственной сферы безопасности задач и достижения поставленных целей необходимо разработать и принять на ближайшую и среднесрочную перспективу ясную, выполнимую и поддержанную властью программу действий. В качестве таковой концептуально видится следующее:

1. Добиться принятия Концепции развития НСБ России в качестве обязательной системы взглядов. Для этого необходимо подписание данного документа либо Президентом Российской Федерации, либо секретарем Совета безопасности Российской Федерации.

2. Разработать и добиться принятия на законодательном уровне такого правотворческого механизма, при которой экспертный корпус негосударственной сферы безопасности будет участвовать в качестве субъектного элемента, вырабатывающего обязательные к выполнению правовые нормы, касающиеся деятельности организаций НСБ.

3. Выстроить такую систему общественного контроля, при которой отраслевое сообщество негосударственной сферы безопасности должно обладать обязательным представительством с равными правами во всех общественных советах всех министерств и ведомств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Продолжать последовательное развитие института деловой репутации в негосударственной сфере безопасности, эффективно используя уже созданные методики и имеющиеся экспертные наработки и разрабатывая новые. 

5. Реализовать создание устойчивой системы развития квалификаций в сфере охраны и безопасности, системы объективной оценки квалификации в отрасли, включая конструктивную деятельность СПК.

6. Полномасштабно развивать информационное пространство в негосударственной сфере безопасности, используя для этого в качестве сил и средств все многообразие профильных средств массовой информации и обширные ресурсы медиасовета КС НСБ России. Задействовать для достижения этой цели взаимодействие с центральными и региональными каналами телевидения, с общероссийскими и региональными СМИ общего профиля, возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

7. Добиться формирования в Совете безопасности при Президенте Российской Федерации как минимум –экспертной секции по развитию НСБ России, как максимум – должности постоянно действующего представителя НСБ России.

8. Добиться для НСБ России обладания статусом государственно-общественного объединения как представителя самостоятельного вида некоммерческих публично-правовых организаций, действующих в посреднической государственно-общественной среде жизнедеятельности, которое выполняет отдельные государственные функции правоохранительного характера, затрагивающие права, свободы, обязанности и законные интересы граждан. 

Таким образом, реализуя указанную программу действий, сообщество негосударственной сферы безопасности сумеет полномасштабно участвовать в укреплении правопорядка, сохранении гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе, способствовать повышению эффективности защиты жизни и здоровья граждан на территории Российской Федерации, дальнейшему развитию системы обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации, повышению эффективности деятельности сил обеспечения общественной безопасности, неотъемлемым элементов которых является НСБ, совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере профилактики правонарушений, коррупции, терроризма и экстремизма, а также снижению уровня криминализации общественных отношений в российском государстве.

Новый, полный чаяний и светлых устремлений в будущее, этап дальнейшего развития и всестороннего совершенствования негосударственной сферы безопасности стартует во-первых, с накопленным за прошедшие годы багажом локальных достижений и успехов, надеждой на благополучное разрешение проблем, стоящих как перед отраслью в целом, так и перед конкретной организацией нашей отрасли, во-вторых, с ожиданием позитивных изменений в отечественном законодательстве, регламентирующем деятельность функционирующих в системе НСБ предприятий, начиная с частной охраны и частного сыска, и в-третьих, рассчитывая на значительное укрепление взаимодействия институтов негосударственной сферы безопасности с органами государственной власти посредством юридически определенного делегирования ряда функций и полномочий в области обеспечения общественной безопасности в стране. Все перечисленное выше четко укладывается в стройную конструкцию обеспечения государственной и общественной безопасности, заложенную в утвержденной в 2015 году Президентом России Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, включающую, как одну из основ, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, которое в этом аспекте вот уже двадцать шесть лет успешно представляет негосударственная сфера безопасности.



 

НАШ ТЕЛЕФОН (495) 740-99-82

Будем рады конструктивному сотрудничеству